В 1920-е и 1930-е годы стало очевидно, что физическое развитие
тесно связано со здоровьем человека и что силовая тренировка
является наилучшим способом для достижения максимального роста
мускулов за минимальное время. Несмотря на свои рекламные
объявления, Чарлз Атлас пользовался гирями и штангой, а не
"динамическим напряжением" (которое на самом деле представляло
собой ряд статических упражнений) для тренировки своего
выдающегося тела. Знания о тренировках были ограниченными, но
культуристы того времени могли многому научиться, попросту
сравнивая свое телосложение с внешним видом атлетов предыдущего
поколения.
К примеру, одним из самых знаменитых силачей начала XX века был
Людовик Сир, весивший 300 фунтов - мощный, массивный, с
бочкообразной грудью и необъятной талией. Но к 1920-м годам
появились люди вроде Зигмунда Клейна, который демонстрировал
прекрасное телосложение с рельефной, гармонично развитой
мускулатурой и минимумом жировой ткани. Клейн приобрел большую
известность как владелец гимнастического зала и автор работ,
посвященных тренировкам и правильному питанию. Хотя и он, и
Людовик Сир были силачами, они отличались друг от друга, как
день от ночи. Клейн, вместе с Сандовым и другими видными
деятелями физической культуры, такими, как Бернар Макфадден,
постепенно убеждали людей, что вид мужского тела - а не только
способность выполнять силовые трюки - достоин внимания,
поскольку тренировки, ведущие к развитию красивой мускулатуры,
способствуют укреплению здоровья в целом. Но до наступления той
эпохи, когда мужское телосложение начали судить исключительно по
эстетическим критериям, оставалось еще несколько лет.
К развитию силы с помощью тяжелой атлетики относились с
некоторым подозрением еще в 1930-е годы, как будто силачи по
какой-то причине все же не были достойны называться истинными
спортсменами. Считалось едва ли не надувательством, когда
человек наращивал мускулатуру в гимнастическом зале, вместо того
чтобы участвовать в различных спортивных состязаниях. Джон
Граймек, тяжелоатлет-олимпиец, служивший образцом для подражания
у многих начинающих культуристов, редко признавался в том, что
его великолепные мышцы были результатом регулярных тренировок с
отягощением, хотя совершенно ясно, что любой, кто увидел бы
такую мускулатуру на пляже, мог бы сообразить, что никакие
стойки на руках или игра в водное поло не в состоянии развить
ее.
Однако традиция атлетических конкурсов продолжалась, и в конце
1930-х годов на показательных выступлениях часто встречались
боксеры, гимнасты, пловцы, тяжелоатлеты и другие спортсмены.
Конкурсанты должны были выполнить какой-нибудь атлетический
трюк, а также показать свое телосложение в наиболее выгодном
свете, поэтому в те дни можно было увидеть культуристов,
выполняющих стойку на руках и другие гимнастические движения.
В 1939 году положение начало меняться. В Мэдисон-сквер-гарден
был проведен конкурс на титул "Мистер Америка", соперничающий с
"Самым совершенным мужчиной в Америке" Макфадденом. В тот же год
был образован Союз спортсменов-любителей (ССЛ), который объявил
о собственном конкурсе на титул "Мистер Америка". Участниками
по-прежнему были не настоящие культуристы, прошедшие специальную
подготовку, а представители разных видов спорта, позировавшие во
всевозможных костюмах, начиная от боксерских шорт и заканчивая
жокейскими бриджами.
Но по мере того как акцент смещался на развитие и рельефность
мускулатуры в целом, тяжелоатлеты получили заметное
преимущество. Поднятие тяжестей изменяло контуры тела быстрее,
чем любой другой вид тренировки, поэтому они могли производить
все более сильное и благоприятное впечатление на судей.
В 1940 году ССЛ провел первое настоящее соревнование по
бодибилдингу. В том году, как и в следующем, титул "Мистер
Америка" завоевал Джон Граймек, который тренировался, главным
образом поднимая тяжести в гимнастическом зале. Для всех, кто
хотел соперничать с ним, это означало, что им придется выполнять
сходную программу тренировок. Граймек также продемонстрировал
ошибочность идеи о том, что люди, которые тренируются с
тяжестями, становятся неуклюжими и не могут показывать хорошие
спортивные результаты. Его мастерство позирования вошло в
легенду; он мог стоять на сцене более получаса за одно
выступление, принимая позы, требовавшие от человека
необыкновенной силы, гибкости и координации движений.
|